Мой путь. Этап 2.

В первой части я описал, как пришел к аутогенной тренировке или аутотренингу (АТ). После этого этапа у меня остались в голове два факта. Во-первых, ощущение того, что АТ это вполне реальная система упражнений, рекомендаций, инструкций, используя которые можно определенным образом влиять на свое состояние, как физическое, так и психическое. А во-вторых, твердая убежденность – освоение более глубокого и всеобъемлющего влияния требует колоссальных сил и огромного количества времени.

А где все это взять в пятнадцать лет? Поэтому АТ был благополучно позаброшен до более подходящих времен. Даже личные неприятности в жизни – неразделенная любовь к однокласснице, проблемы со слишком большой стеснительностью, семейные неурядицы, – не подвигли меня продолжить занятия.

Итак, прошло около двух лет. Я поступил в университет, попал в студенческую – разношерстную, вечно бурлящую, шебутную среду. Со второго курса у нас начались занятия по психологии, бывшей обязательным предметом для любой специальности(даже для математиков). И я, как бы заново, очутился в кругу уже известных (из книг Леви) понятий. Тем более, что для факультативных (дополнительных) занятий я выбрал тему “Психология творчества”. Поэтому воспоминания об АТ невольно всплывали и витали пусть не в сознании, но где-то очень близко.

И вот – его величество случай! Я попал – по приглашению приятеля – на лекцию по гипнозу в мединституте (в университете этой темы лишь касались на более поздних курсах). Читал лекцию профессор психологии. Обычная для медиков-психологов лекция с теоретической частью и затем наглядной демонстрацией. При демонстрации профессор попросил аудиторию поднять обе руки над головой, сцепить пальцы рук и, не расцепляя, вывернуть ладонями вверх. Затем внимательно глядеть на пальцы и просто слушать его.

Потом он начал говорить. Конкретно я не воспроизведу его слова. Но это был просто рассказ о том, что мы должны чувствовать в своих руках и пальцах и во всем теле. Почти с первых слов прозвучала фраза, “…потом, когда я сосчитаю до десяти, вы попробуете расцепить пальцы. У кого не получится сразу – не пугайтесь, это нормально…”

Фраза моментально насторожила меня. Как писал Леви, мозг плохо воспринимает частицу “не” при внушении. Слова “не пугайтесь” приобрели противоположное значение, и я стал следить не только за смыслом произносимого, но и за интонацией, ритмом речи, громкостью голоса и другими параметрами, могущими повлиять на конечный результат.

Из предшествующей лекции профессора я впервые узнал что-то теоретическое о гипнозе, но т. к. демонстрация производилась по прочитанному материалу, то термин “проверка на гипнабельность”, то есть поддаваемость внушению, засел у меня в голове и связался с тем, что после проверки, скорее всего, последует показательный сеанс гипноза.

Мне было до жути интересно поучаствовать в нем, но мозг тут же привел и другой отрывок лекции, где говорилось о том, что человек в состоянии гипноза не осознает, что он делает и чувствует. А раз не осознает, то потом не в силах вспомнить. Шел словесный поток от лектора, я чувствовал сильное напряжение в пальцах рук. Притом голова, задранная вверх, держала скованными и шейные и мышцы плечевого пояса.

Рядом и в отдалении многие студенты, хоть и тоже сидели в подобных позах, но переговаривались, шевелились, переглядывались, пошучивали. В аудитории стоял неясный гул голосов, скрип стульев. Но, как оказалось, это отнюдь не отвлекало мои мысли от слов профессора и от собственных раздумий.

Поддаваться или не поддаваться внушению? С одной стороны очень хочется. Во-первых, интересно дальнейшее (сеанс гипноза с моим участием). Во-вторых, желательно узнать, насколько же я в действительности поддаюсь влиянию других (только чисто, без самообмана, то есть не сопротивляясь специально). В то же самое время, неинтересно участвовать в опыте как безвольная, ничего не понимающая и все забудущая кукла. Страшно … что может проявиться во мне в течение сеанса? А еще больше внутренний, рефлекторный протест против манипулирования мной со стороны, пусть даже в благих целях.

“…ваш взгляд прикован к среднему пальцу правой руки, вы видите каждую его черточку, она знакома вам до мельчайшей подробности, родная, близкая…”. Внимание сконцентрировано на пальце. Посторонние звуки не отвлекают. Голос преподавателя беспрепятственно проникает в меня – монотонный, размеренный, бесцветный, бестелесный… Стоп! О чем он? Я кажется потерял нить его речи. Или ее суть проходит мимо моего сознания прямо в подкорку? Может, я уже под влиянием и управляем? Но ведь вроде я логично мыслю и рассуждаю. Почему же я не слышу других? Вот приятель справа, повернулся ко мне и вроде что-то спрашивает. Я его не слышу?

Словно под воду издалека проникают звуки в мой мозг, начавший уже метаться в поисках спасения от потери контроля над собой… Всё, кажется, сбросил липкий дурман в голове, слышу шорохи, шепот соседа, вопрос друга и готов отвечать. “… я начинаю считать. Один… Два…”. Ну, теперь-то со мной всё в порядке. Жаль, конечно, что не поучаствую в эксперименте над собой, но свобода дороже… Однако, что с моими руками? Они оцепенели и я их почти не чувствую. Как же я их разъединю?

“… Семь… Восемь…”. Опять паника в мыслях, все усиливающаяся с приближением рокового “…Десять!”. Наконец, как во сне – жутко медленно, с громадным усилием начинаю сдвигать пальцы рук друг относительно друга. “…Теперь расцепите руки и опустите их вниз…” Я окончательно разъединяю пальцы, и с облегчением сбрасываю руки.

Придя домой после лекции, я улегся на диван и стал прокручивать в голове все особенности, запомнившиеся мне из нее. Во-первых, поза очень напряженная, особенно руки и шейно-плечевой отдел. В памяти тут же откликается вроде бы давно забытый АТ. А как же с расслаблением и покоем? Или можно входить в транс с постоянным напряжением мышц? Видимо, можно.

Дальше – покой и тишина, либо негромкая расслабляющая музыка. В противовес – довольно шумная аудитория, постоянно отвлекающие звуки, разговоры, смешки, скрипы, стуки, шорохи… Так, всё интереснее. Что там у нас по АТ? Ощущение тепла, распространяющегося по всему телу, концентрация жаркого шара в области солнечного сплетения. А на лекции?

Не помню точно, но ощущения тепла вроде не было. В аудитории довольно прохладно и не очень уютно. Так-так. И тут меня пронзает озарение – а ведь для занятий АТ вовсе не обязательно неделями, месяцами заниматься расслаблениями, ощущениями тепла, вызовом приятных воспоминаний. Я буду заниматься АТ, но по-своему. Я пойду другим путем!

Так я вступил на новую ступень в освоении аутотренинга. Фантастика! Но не та, которую я обещал в первой части. Та – реальная советская фантастическая литература. Два произведения: Снегов С. “Люди как боги”(фантастическая трилогия), и Савченко В.  “Открытие себя”. Первая книга чуть не закончилась для меня психиатрической больницей, а вторая открыла новое видение АТ. Снегова советую прочитать любителям хорошей научной фантастики. А Савченко рекомендовал бы всем, кто занимается или еще только задумывает начать занятия аутогенной тренировкой.

Кому интересно – буду продолжать описание моего пути в АТ. А пока всё.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Отправить ответ

8 Комментарий на "Мой путь. Этап 2."

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Aleks

Круто!
Берет за душу! Заставляет задуматься.
Уж если совсем задуматься – любая наша мысль, любое наше слово – это тоже АУТОТРЕНИНГ. Не зря говорят, что мысли материальны. Но слов и самих мыслей не достаточно! Обязательно нужен правильный настрой и методичность в наших действиях и самих мыслях. А то сегодня одно, а завтра другое…
Сергея Снегова “Люди как боги” читал и даже зачитывался. Согласен со Стасом – эта трилогия сильно переворачивает сознание. Вот теперь перечитаю.
А Владимира Савченко обязательно почитаю!

Ольга А.
Ольга А.

Супер! Прочитала на одном дыхании!

Наталья Творческая Душа

Конечно пишите!

Inesa

Что сказать, захватывающая история!
Конечно, с нетерпением ждем продолжения)))

Влад

На мой взгляд самое удивительное в рассказе Стаса то, насколько яркими, ясными и подробными сохранились его воспоминания и впечатления о том сеансе, хотя с тех пор прошло уже сорок лет.

Наталья Творческая Душа

Мне нравиться у Стаса, что он умеет раскрыть тему, изучает первоисточники, смело высказывает свое мнение, тем самым вовлекая в дискуссию. У него легкий, литературный слог. Мне кажется, что у Стаса очень хорошо получилось бы вести рубрику или, как сейчас принято говорить, блог .

wpDiscuz