Программа занимательного аутотренинга для детей

Каждый из нас периодически ощущает усталость, причем не ту, что бывает в конце трудного рабочего дня, а сезонную, после долгой зимы, перед отпуском. Если даже нам, взрослым, тяжело вновь влиться в работу, то каково детям, чья психика не подготовлена к подобному стрессу.  Вы замечали, как после лета и, особенно, поездки в отпуск, дети с трудом адаптируются к резкой смене режима? И поэтому, когда в детском саду или школе начинают проводить различные мероприятия, требующие активного участия, детки перенасыщаются эмоциями и сильно устают.

Для таких ситуаций психолог, работающий с детьми, Е.Белова  специально разработала программу занимательного аутотренинга, который благотворно влияет на развитие детей. Белова опробовала свою методику в детском садике, в котором работает в течение нескольких лет.  Аутотренинг разбит на серии, состоящие из десяти занятий. На протяжении двух недель она занималась  с детьми из старших групп после прогулки и перед обедом.

Занятия направлены на развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, корректировать вредные привычки. Дети в этом возрасте еще плохо умеют справляться со своими эмоциями и снимать напряжение,  они могут быть часто недовольны собой. Предлагаемая Беловой аутогенная тренировка призвана помочь детям справиться со всеми этими проблемами.

Занятия  построены на дыхательных упражнениях и воображении участников. Автор этой аутогенной тренировки всегда начинает с обучения технике дыхания, затем следует объяснение поз, задействованных в тренировке.

Первое упражнение, которое необходимо освоить, называется «Горячие монеты», придуманное В.В. Коваленко. Суть упражнения очень простая: научить детей делать вдох через нос, а выдох через рот.

Программа занимательного аутотренинга для детей

Особая роль в аутотренинге уделена музыке, сопровождавшей тренировки. Специально подбираются спокойные расслабляющие мелодии. Тренинг начинается с того, что дети располагаются на полу. Погружение в аутогенную тренировку происходит постепенно, перед каждым этапом психолог считала до пяти. Итак, дети постепенно успокоились и устроились на полу, закрыли глаза. После начинается самая уникальная часть аутогенной тренировки – воображаемое сказочное путешествие. Этот элемент тренинга очень важен, он помогает ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, каждой части тела отдельно, желании двигаться и снимает психоэмоциональное напряжение.

Каждое путешествие начинается с проговаривания, что нужно почувствовать какой твердый пол, мягкий ковер и дыхательных упражнений, которые выучили в начале занятий. Далее проводился уже обозначенный отсчет до пяти, и дети оказываются на поляне, в долине, окруженной горами, а на краю поляны виднеется кромка леса, а с другого края долины течет река. Это место, где всегда начинаются и заканчиваются все путешествия. С поляны ребята «шли», или в волшебный лес, или к реке, или морю. Екатерина семь занятий уделила на путешествие к пещере в лесной чаще, а три к морю и реке. Во время прогулки психолог предлагала ощутить траву под ногами, поиграть на лужке, почувствовать легкий ветерок, взглянуть  на небо и придумать какой формы проплывают облака.

Придя на лесную поляну, дошколята видели  лисенка Фреда, который сопровождал их во время лесных приключений. Остальных  персонажей во время прогулки по лесу дети придумывали сами. Помимо новых персонажей дети придумывали, какую тайну леса им поведал лисенок. В глуби  волшебного леса, находится волшебная пещера, в которой дети борются со своими страхами и еще лучше учатся ощущать свое тело. Когда юные путешественники только входят в темную пещеру, преодолевая свои страхи, то зажигают маленький огонек в руках. Причем, чтобы отследить психоэмоциональное состояние детей, психолог предлагала представить огонек в том цвете, который им нравится. Пещера является метафорой тела ребенка, где есть главный путь, боковые пути, насосная камера, и самая большая комната, где на троне сидит Мудрость. В этой комнате путешественники находят волшебную книгу и просят у нее стать самыми здоровыми, красивыми и сильными. После дети отправлялись обратно на поляну вместе с лисенком. Он их провожал до опушки, где они повстречались, дальше дети шли не спеша, наслаждаясь прогулкой до того места, откуда началось  приключение. Возвращение в комнату и явь происходит постепенно. Психолог считает до пяти и дети уже в комнате, но с закрытыми глазками, дальше снова их внимание переключалось на ощущения пола и мягкого ковра, затем дети открывали глаза. Вставали дети, изображая игру в «замедленное кино».

После этого дети садились в круг и обязательно делились впечатлениями, рассказывали, кого  повстречали, какими цветами были окрашены их огоньки и многое другое.

Программа занимательного аутотренинга для детей-2

Данный аутотренинг авторская разработка Екатерины Беловой, детского психолога.

Как Вы думаете, интересно ли Вам было бы применить её для Ваших детей?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Отправить ответ

3 Комментарий на "Программа занимательного аутотренинга для детей"

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Жанна

Хорошая идея и если я правильно поняла, основная цель занимательного аутотренинга заключается в использование богатого воображения детей для улучшения самочувствия и контроля эмоций.

Но почему-то это напоминает мне гипноз и кажется, что потом любой сведущий человек сможет ввести их в транс т.е. они как-бы становятся дрессированными. Или я ошибаюсь и занимательный аутотренинг не имеет ничего общего с гипнозом?

Наталья Творческая Душа

Мне тоже нравится методика Екатерины Беловой :» Способствует освоению умения регулировать недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки; освоив форму цели, ребёнок так же способен регулировать с их помощью некоторые отклонения в своём здоровье». По сути Белова детский Пигмалион. Было бы прекрасно внедрить методику в массовое воспитание детей.

wpDiscuz