АТ в спорте, как способ повышения результативности спортсмена

Мои занятия аутотренингом (АТ) начались ещё в далекие детские годы, когда меня отдали с 6 лет в спортивную школу олимпийского резерва по плаванию. Довольно рано я начала испытывать не только физические нагрузки, но и нагрузки психологического характера. Помню, как с первого года обучения тренер закладывала нам в голову мысль: «Возможности человеческого организма безграничны. Все проблемы в голове». Смысл этих слов я стала понимать чуть позже, когда начались реальные проблемы с настроем на важные старты.

На тренировочных дистанциях я показывала лучшее в группе время, но перед выходом на старт своего заплыва, у меня резко начинался полный сумбур в голове. В результате, я позже всех стартовала с тумбочки, после чего напрочь сбивала шаг гребка и это снижало продуктивность прохождения дистанции. В итоге, на финиш приходила не с тем результатом, на который я реально могла рассчитывать и физически была готова. Затем следовали длительные беседы с тренером, который неизменно твердил лишь одно:» Функционально ты готова. Надо учиться настраиваться на старт, иначе победам не бывать!» И предложила почитать мою первую книгу по АТ: «Управление стрессом» Джеррольда Гринберга.

Я заинтересовалась ей всерьез и поняла, что, действительно, все мои беды на стартах происходили именно по причине неумения контролировать свои мысли в стрессовых ситуациях. Также, стало понятно, что аутогенные тренировки приведут к психической стабилизации и смогут мне обеспечить спокойствие, невозмутимость, хладнокровную выдержку перед началом соревнований и, непосредственно, в их процессе. Эта книга стала отправной точкой для моего дальнейшего, самостоятельно разработанного плана АТ.

При аутогенной тренировке, как спортсмен, я стала учиться вызывать в себе чувство радости от занятий любимым спортом, чувство готовности к борьбе и победе. На ранние тренировки в бассейн я не ездила, а всегда бегала трусцой. В процессе бега, около 15 минут, успевала по несколько раз проговаривать следующие фразы: «Я тренируюсь с удовольствием», «Тренироваться каждый день приятно», » Тренировка дает мне силы для победы», «Тренировка делаем меня сильнее духом».

Когда приближалось время ответственных соревнований, мои способы саморегуляции и психологического настроя несколько видоизменялись. За пару дней до начала я включала кнопки «самоободрение» и «самоубеждение» с ключевой формулой «Спокойствие. Я справлюсь. Я готова к этим соревнованиям».  Но самая важная часть тренинга всегда состоит непосредственно перед выходом на важный старт. Недаром считается, что словом можно убить, а можно и воскресить. Хочу уточнить, что не само слово напрямую действует на человека, а сопровождающее его мысленный образ. Именно мысленный образ способен вызвать в организме не только психические, но и, что очень важно, физические изменения.

Поэтому, зная свои хронические проблемы с запоздалым толчком для прыжка в воду, за 5 минут перед тем, как встать на стартовую тумбу, я начинаю мысленно себе представлять образ красивой ласточки в полете. Одновременно с образом повторяю несколько раз ключевые фразы: » Я отталкиваюсь резко и сильно, а прыгаю быстро и легко«, «Я лечу в воду, словно птица, свободно, высоко и далеко». И знаете, это действительно работает! Я представляла себя птицей на старте, как легка, изящна и быстра в полете прыжка в воду.

Дальше наступала решающая фаза моего спортивного АТ. То, ради чего и всё затевалось — ровное прохождение дистанции и качественный финиш. Долго держать необходимый ритм на дистанции, особенно если она стайерская, невероятно сложная задача. В какой-то момент, когда силы постепенно начинают тебя покидать, можно сбить ритм, так называемый шаг гребка, установленного тренером, что неизбежно приведет к провалу результата. Тогда в этой стадии я «включаю в голове» главные заповеди и заклинания: «Я плыву, свободно, плавно и мягко», «Мои руки — это весла, они двигаются размеренно и мощно», при этом мысленно представляю себе образ лодки с веслами. Как кульминация действий, уже на решающем рывке к финишу, отдаю себе спокойный, но четкий приказ: «Терпеть, терпеть! Я должна все вытерпеть!», мысленно представляя себе заветную медаль, висящую на моей шее. В тот момент моя самоотдача просто рвет соперников!АТ в спорте, как способ повышения результативности спортсмена

Не хочу показаться голословной, результат очевиден — 84 медали различного уровня, включая Первенства России в моей коллекции на сегодняшний день. И уверена, что это ещё не предел. Основная задача моего АТ — повышение результативности в спорте успешно реализована. Он позволил мне,  если не полностью преодолеть, то, как минимум, смягчить такие негативные в большом спорте факторы, как страх перед соревнованиями и противниками, предстартовый невроз, скованность на старте, неумение сосредоточиться и выложиться в решающий момент.

Сейчас я студентка Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья, факультета олимпийских видов спорта, кафедра — теория и методика плавания. По окончании планирую вести активную тренерскую деятельность в спортивной школе. Я твердо убеждена в одном, что практика аутогенных тренировок, основанная на собственном опыте, станет главным ключом в подготовке моих спортсменов — будущих олимпийских чемпионов. Я в это свято верю!

P.S. у всех людей, практикующих АТ, есть своя любимая картинка для релаксации, а у меня — своя, пусть и несколько специфическая, но очень стимулирующая и показывающая, что человеку всегда есть, к чему стремиться!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Отправить ответ

2 Комментарий на "АТ в спорте, как способ повышения результативности спортсмена"

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Светлана Харьковская

Статья с таким позитивным и мотивирующим настроем, что невольно захотелось поделиться ею с сынишкой, а для себя позаимствовала название книги «Управление стрессом» Джеррольда Гринберга. Обязательно прочту.

Наталья Творческая Душа

Татьяна! Столько наград! И по сути каждая медаль — это реальная, ощутимая ступенька к новым успехам. Награды — это элемент визуализация, которую мы так любим практиковать в АТ.